Психологическое действие дельфинотерапии

delfinoterpia02

Даже вид дельфинов является очень мощным психокоррекционным инструментом, обеспечивающим целебное действие. Механизмами воздействия на психику пациента, используемыми специалистами, становятся общение и активные игры. При наличии психоневрологических отклонений, психотравм, последствий нарушения в развитии, малыши часто испытывают отчужденность, симптомами которой становится замкнутость и затруднения в общении с окружающими. Анатомическая «улыбка» афалина и его естественная игривость, любознательность и дружелюбие помогают раскрыться и закрепить в сознании ребенка некоторые коммуникационные модели. При этом лечебная задача облегчается за счет невербального контакта, которая позволяет создать непринужденную естественную атмосферу взаимодействия. Тактильный контакт, при этом, становится важной составляющей процесса, обеспечивающей улучшение настроения.

Общение форме игр становится тем инструментом, который очень нравится детям и в дальнейшем способствует формированию позитивных контактов с окружающим. Также участие в играх вместе с дельфином мотивирует на освоение новых движений. Возможность наблюдать и дотрагиваться до животного делает его более открытым к принятию новых ощущений, закрепляет установки, предложенные терапевтом. Эмоциональная составляющая лечения, сопровождающая весь сеанс, улучшает настроение человека.

Предложенные терапевтом игры в бассейне, используются для стимуляции психомоторной сферы, а также интереса к различным познавательным действиям. Игровая деятельность становится тем фактором, благодаря которому у малыша возрастает волевая составляющая, появляется мотивация и стремление к получению результатов. Дельфин «помогает» малышу лучше и активнее справляться с поставленными в ходе игры задачами. Эффект достигается благодаря тому, что животное становится стимулом для сосредоточения внимания, позволяющим улучшить мышление, память, или речь. Результаты работы можно увидеть уже через несколько сеансов.

Психолог, использующий сеансы дельфинотерапии, может оперировать инструментами поведенческой, телесно-ориентировочной, а также игровой терапии. Не менее эффективным является и арт-терапия. Выбирая способ лечения, либо комбинацию методик, специалист получает возможность стимулировать адаптационное поведение, поощрять конструктивные модели и закреплять полученные результаты.

Подобрав индивидуальный перечень упражнений, специалист создает необходимые условия для развития сенсорной, познавательной, а также моторной активности малыша. Итогом сочетания методик становятся расширение границ мира за счет получения нового опыта, а также мощный положительный эмоциональный заряд, позволяющий сделать жизнь ребенка более яркой и привлекательной.

Поведение дельфина при терапевтических процедурах

Во время приближения к человеку, животное располагается таким образом, чтобы эхолокационный пучок был направлен в сторону головы. Вблизи пучок направляется на спину. При расположении в 0, 5 метров от пациента наблюдается генерирация импульсов  в 500 Hz с периодичностью в 2, 5 секунд. При непосредственном контакте эхолокация пронизывает водную среду, позволяя сделать ее высокоэффективной для переноса звуков. При этом, во время процедур наблюдаются улучшения биоэлектрической работы мозга. В настоящее время механизм работы волн еще изучается. Однако достоверно известно, что при прохождении реабилитационного курса, можно добиться существенного изменения психо- и физиологического статуса объекта, независимо от его возраста.

Терапевтическая метафора

Образно говоря, при использовании такого метода, дельфин становится своеобразной «иголкой», с помощью которой терапевт «прокалывает» барьеры и негативные установки человека. Такое воздействие существенно улучшает эффективность методик, используемых специалистом параллельно с дельфинотерапией.

Необходимо заметить, что максимальная результативность невозможна при простом пребывании человека в одном бассейне с афалином, или белугой. Особенностью процесса становится психологическая связь, которая возникает благодаря работе терапевта. От действий специалиста зависит, насколько эффективным будет сочетание различных форм контакта, а также насколько результативным будет итог возникновения коммуникационной связи между пациентом и "врачевателем".

Поставленная задача является достаточно сложной, поскольку помимо состояния пациента, результат также зависит от характера самого дельфина и его опыта в отношении незнакомых людей. При выборе помощника важными факторами становятся такие показатели, как: пол, внешний вид, физиологическое состояние, а также возраст. Специализированные центры, предлагающие курсы, в бассейне практикуют общение со специально обученным дельфином, участвующем в длительной подготовке и социально адаптированным. Также к созданию универсальных программ и работе с клиентами не допускаются врачи без навыков взаимодействия с прирученными животными.

При участии "живого целителя" в терапии строго соблюдаются этические стандарты общения и содержания. Дельфины, участвующие в процессе, обязательно должны находиться в приемлемых условиях, получая квалифицированный уход, помощь, необходимое питание. Важным фактором, при этом, можно назвать непрерывный контроль за состоянием здоровья, осуществляемый специалистом-ветеринаром. Сами посещения необходимо планировать так, чтобы создать для животного условия, исключающие переутомление, либо риск испуга. Количество участвующих в должно быть минимальным. Общение выполняется исключительно по желанию дельфина. Заметим, что результативность работы с больными, во многом, зависит от времени отдыха, отведенного животному между процедурами. Время, которое нужно выдержать между активными действиями, должно составлять около часа.

Важно помнить, что дельфины являются социальными животными не терпящим принуждения. В естественных условиях они обитают большими стадами, что обусловливает их коммуникабельность. Именно потребность в общении можно назвать главным инструментом, используемым учеными. В общении, помимо пищевого поощрения, животное также получает позитивный стимул за счет совместного плаванья и игр, которые должны ему нравится.

Этапы взаимодействия:

Пассивная форма. Терапевт способствует появлению взаимного интереса у ребенка и его "доктора", которое создается посредством специальных стимулов. Активная форма. Животное проявляет интерес к предложенным играм без стимулов и поощрения. Такая стадия является основой для формирования связи.

Главной задачей тренера при проведении рабочих этапов становится обеспечение постепенного перехода из пассивной формы к активной. Действия, выполняемые в бассейне, проводится параллельно с контролем психолога. Целью наблюдателя становится оптимизация составленного метода лечения путем исследования реакции ребенка. Немалое значение имеет также и отношение дельфина к занятиям. В процессе налаживания связи основной задачей специалистов становится достижение тактильного канала, способного совместить коммуникационные системы участников.